«Спартак» раздает футболистов бесплатно. Разучились зарабатывать?
Московский «Спартак» успел расстаться с двумя футболистами, но при этом ничего не заработал.
Легче отпустить, чем продать
В начале года «красно-белые» объявили о приходе нового спортивного директора, которым стал испанец Франсис Кахигао, известный по работе в лондонском «Арсенале» и «Галатасарае». В число его обязанностей входит не только поиск топ-легионеров, но и трудоустройство игроков, на которых главный тренер не рассчитывает.
— Есть работа по укреплению состава, а есть та часть, где нужно иногда отпускать игроков, отправлять их в аренду, искать оптимальные пути для расставания. Рынок живой. Наверняка будет какое-то движение. И в плане новых игроков, и с точки зрения ухода футболистов. Но сейчас мне рано об этом распространяться, — сказал Кахигао в интервью клубной пресс-службе.
Есть большие сомнения, что новый спортивный директор будет свободен в принятии решений. Его предшественник Томаш Амарал жаловался, что в «Спартаке» и возле него слишком много людей, пытающихся оказать давление.
Вскоре после назначения Кахигао клуб объявил о расставании с двумя легионерами. За их трансферы «Спартак» ничего не получит. Сложно представить, что Кахигао в такие короткие сроки успел решить судьбу Виллиана Жозе и Томаша Тавареша. Очевидно, что решение отпустить игроков без компенсации принято без участия нового спортдира.
Виллиан Жозе / Фото: © ФК «Спартак»
Нападающий Виллиан Жозе был приглашен в качестве джокера, который должен был приносить пользу, выходя на замену. В итоге на счету бразильца ноль голов в РПЛ. Опытный форвард успел запомниться только проблемами с лишним весом и победным голом-красавцем в кубковой игре с «Динамо». Было очевидно, что «Спартаку» не приносящий пользу игрок с зарплатой в районе двух миллионов евро не нужен. Такая же сумма была заплачена за него летом «Бетису». Зимой же за Жозе не удалось получить даже половину потраченных средств. «Спартак» просто договорился с игроком о досрочном расторжении контракта.
Подробности условий сделки не сообщались, но обычно в таких ситуациях есть два варианта: 1. Клуб выплачивает игроку неустойку за досрочное расторжение соглашения; 2. Игрок уходит без компенсаций, но тут же оказывается в другой команде. В случае с Жозе все говорит о втором варианте. Бразилец быстро подписал контракт на родине с «Байей». Для «красно-белых» это не самый плохой исход, ведь клубу не пришлось платить зарплату бесполезному футболисту еще полтора года.
— Брать бразильца, которому больше 30 лет, уже отыгравшего свое, под большие задачи — это чисто воровство денег. Либо кто‑то прекрасно все это понимал, либо, даже не знаю, как люди разбираются в футболе, если умудряются допускать такие сделки, — подвел итоги выступления Виллиана Жозе в России бывший владелец «Спартака» Андрей Червиченко.
Еще один пример неудачной трансферной работы — защитник Томаш Тавареш, которого приобрели два года назад после одобрения со стороны Гильермо Абаскаля. Зимой 2023-го подписание 21-летнего воспитанника «Бенфики» казалось классной сделкой на перспективу. Первые полгода в «Спартаке» португалец постоянно выходил в старте, но все изменила тяжелая травма уже после окончания первого сезона в России.
Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ
После разрыва крестообразных связок на свой прежний уровень Тавареш уже не вышел. Почти весь прошлый сезон ушел на восстановление, а первую часть этого он провел в аренде в австрийском клубе ЛАСК. Там у крайнего защитника дела явно не пошли: он вышел на поле всего в трех матчах, после чего клуб из Линца решил досрочно вернуть игрока «Спартаку». Рыночная стоимость Тавареша составляет всего один миллион евро, но даже за такую сумму пристроить его никуда не удалось. На днях «красно-белые» объявили о расставании с игроком, контракт которого действовал до лета 2026-го.
— К сожалению, последствия тяжелой травмы помешали защитнику проявить все грани таланта и реализовать потенциал в нашем клубе. Мы искренне желаем Томашу удачи в дальнейшей карьере и благодарим за время, проведенное в «Спартаке», — таким сообщением клуб проводил игрока, который в скором времени бесплатно перейдет в португальский АВС.
Помимо свежих примеров, можно вспомнить лето прошлого года. Свободным агентом из «Спартака» ушел Георгий Джикия, которого вполне можно было продать за 4-5 млн до начала сезона 2023/24. В итоге весь год капитан команды просидел в запасе, а клуб вновь упустил возможность заработать. Кроме того, контракты были разорваны с форвардом Кейта Бальде и защитником Леоном Классеном. «Спартак» предпочел не заморачиваться с поиском покупателей, а просто отпустил игроков.
«Спартак» — пятый по продажам в РПЛ
Умение «Спартака» продавать футболистов в последние годы вызывает большие сомнения. И речь не только о резервистах, чьи зарплаты обременяют клубный бюджет. Если брать отрезок в пять лет, то «Спартак» среди ведущих клубов РПЛ занимает только пятое место. За это время «Зенит» успел продать Малкома в Саудовскую Аравию за 60 млн евро, ЦСКА выручил на трансфере Влашича в «Вест Хэм» 30 млн, а «Краснодар» получил от «ПСЖ» за Сафонова 20 млн. За этот же период лучшей сделкой «Спартака» стал трансфер Соболева в «Зенит» (10 млн).
Вот в каком порядке расположились первые шесть российских клубов по сумме продаж за последние пять лет:
- «Зенит» — 91,16 млн евроЦСКА — 83,06 млн«Краснодар» — 52,3 млн«Динамо» — 50,84«Спартак» — 46,51 млн«Локомотив» — 45,11 млн
У каждого ведущего клуба РПЛ за последнюю пятилетку есть примеры продаж из категории «15 млн+». Помимо уже упомянутых трансферов, можно вспомнить переход Алексея Миранчука в «Аталанту» и Арсена Захаряна в «Реал Сосьедад». У «Спартака» за всю историю подобных примеров всего два: продажа Романа Павлюченко в «Тоттенхэм» за 17,4 млн (2008) и Квинси Промеса в «Севилью» за 21 млн (2018).
Качество спортивного директора и клуба в целом определяется не только наличием титулов, но и умением развивать игроков с возможностью их последующей выгодной продажи. За последние время подобных примеров у «Спартака» вспомнить нельзя. Исключением может стать Манфред Угальде, который выдал классный отрезок на финише первой части сезона. Если верить различным слухам, костариканцем интересуются в Англии, а также другие ведущие клубы, а «Спартак» хочет выручить на этом трансфере до 30 млн. Но слухи и реальные предложения — совсем не одно и то же.